Поиск
    Дата публикации новости 13 января 2026

    Инвесторы смещают фокус с обычных криптомонет на инфраструктуру приватности

    Инвесторы смещают фокус с обычных криптомонет на инфраструктуру приватности

    В криптосообществе усиливается мнение, что сектор приватности становится новым ключевым направлением рынка. По оценке аналитиков, приватные технологии в 2026 году способны занять ту же позицию, которую AI-проекты занимали в 2024-м: в них уже направляют капитал крупные инвесторы, включая a16z, Виталика Бутерина и Баладжи Сринивасана. При этом акцент смещается с традиционных «приватных монет» вроде Zcash (ZEC) и Monero (XMR) на более широкий технологический стек, обеспечивающий конфиденциальность на уровне вычислений, смарт-контрактов и инфраструктуры.

    В числе проектов, за которыми наблюдают участники рынка, называют Zama с технологией полностью гомоморфного шифрования, позволяющей исполнять смарт-контракты над данными, не раскрывая входные параметры. Отмечается RAILGUN как приватный слой для EVM, обеспечивающий анонимные операции в DeFi на таких платформах, как Uniswap и Aave.

    Aztec Network рассматривается как ZK-Rollup на Ethereum с языком Noir для запуска приватных приложений, включая скрытые книги ордеров DAO. Arcium развивает конфиденциальные вычисления на Solana через MPC-кластеры для высокоскоростных частных операций и защищенных AI-нагрузок. Отдельно упоминается Zano — блокчейн 1-го уровня для приватной коммерции с использованием кольцевых подписей и возможностью тратить зашифрованные балансы через интеграцию с Mastercard.

    Приватность становится главным конкурентным сектором для блокчейнов. Она рассматривается как критически важное условие для перевода глобальных финансов в ончейн-среду, тогда как большинство существующих сетей исторически уделяли ей второстепенное внимание. В отличие от гонки за производительностью, конфиденциальность формирует эффект «привязки к сети»: при наличии мостов переход между публичными блокчейнами прост, однако перенос «секретов» между приватными зонами остается сложным.